LIFE

Сетевая пропаганда для манипулирования общественным мнением

70 стран мира используют соц. сети для манипулирования общественным мнением. В Оксфордском университете проанализировали, как они помогают в распространении пропаганды и дезинформации, в том числе и в Украине

Сетевая пропаганда — это использование алгоритмов, автоматизации и больших данных для влияния на общественную жизнь. Сегодня она становится неотъемлемой частью нашей жизни. Осуществляют сетевую пропаганду так называемые кибервойска, которые правительство или политические партии нанимают для манипулирования общественным мнением через интернет. Использование такого вида пропаганды для формирования общественного мнения через социальные сети стало действительно всеобъемлющим явлением. В информационной среде, которая характеризуется большим объемом информации и ограниченным вниманием пользователей, инструменты и приемы пропаганды через интернет становятся важной частью избирательных кампаний и публичной дипломатии.

В Оксфордском университете проанализировали последние тренды сетевой пропаганды, а также ее основные инструменты, стратегии и ресурсы. Основные выводы таковы.

Сетевая пропаганда распространена в мире. Анализ показал, что в этом году по крайней мере в 70 странах мира проводились организованные кампании по распространению манипулятивной информации через социальные сети. В 2018-м таких стран было 48, в 2017-м — только 28.
• Авторитарные режимы злоупотребляют социальными сетями. В 28 странах сетевая пропаганда используется как инструмент контроля распространения информации, в частности с целью ограничения основных прав человека, дискредитации политических оппонентов и вытеснения противоположных взглядов.
• Пропаганда в сети используется для влияния на иностранные государства. Так, выявлено, что семь стран — Китай, Индия, Иран, Пакистан, Россия, Саудовская Аравия и Венесуэла — использовали Facebook и Twitter для влияния на мировую аудиторию.
• Китай является основным игроком в вопросе распространения дезинформации. К нынешним протестам в Гонконге китайское правительство преимущественно ограничивало свою активность внутренними социальными сетями, такими как Weibo, WeChat и QQ. Однако сейчас Поднебесная также проводит очень агрессивные кампании в Facebook, Twitter и на YouTube.
• Facebook остается основным инструментом. Несмотря на обилие различных социальных сетей, Facebook остается главной платформой для распространения манипулятивной информации. Так, обнаружены доказательства того, что по крайней мере в 56 странах организовывались пропагандистские кампании через Facebook. Популярность этой платформы в контексте сетевой пропаганды объясняется не только ее распространенностью, но и тем, что эта социальная сеть позволяет формировать группы и страницы по интересам, используется для близкого общения между родными и друзьями и часто является источником политических новостей и другой информации. Однако ожидается, что в ближайшие годы платформы Instagram, YouTube и WhatsApp также начнут очень активно использоваться для сетевой пропаганды.

Facebook пропаганда в соц сетях

Важной особенностью организации манипулятивных информационных кампаний в социальных сетях является то, что кибервойска часто работают совместно с частным сектором, общественными организациями, различными интернет-субкультурами, молодежными или хакерскими группами, влиятельными личностями и волонтерами, которые идеологически поддерживают основу кампании. Эти группы иногда бывает трудно различить, особенно учитывая тот факт, что такая деятельность в социальных сетях часто бывает явно или неявно санкционирована государством.

Так, в 25 странах были выявлены признаки того, что государство работает совместно с частными компаниями и агентствами, которые предлагают услуги по организации сетевой пропаганды. В 30 странах найдены доказательства формальной кооперации между правительством и гражданами или общественными организациями. В Азербайджане, Израиле, России, Таджикистане и Узбекистане правительственные агентства нанимают студенческие или молодежные группы для осуществления пропаганды через социальные сети.

Различают несколько видов сообщений, которые используются кибервойска в сетевой пропаганде:
1) распространение информации о провластной или конкретной партии;
2) атака на политическую оппозицию или проведения клеветнических компаний;
3) отвлечение внимания от важных вопросов;
4) содействие распределения и поляризации мнений;
5) уменьшение участия определенных личностей в общественной жизни через персональные атаки и травли.

По данным Оксфордского отчета, в 71% стран проводились организованные кампании в поддержку правительства или определенной партии, в 89% стран сетевую пропаганду использовали для атаки политической оппозиции и в 34% организовано распространялась информация, что способствует разделению общества. В Украине, в частности, было зафиксировано как кампании в поддержку политических сил, так и атаки на политических оппонентов. Кроме того, в нашей стране обнаружили признаки осуществления организованных онлайн-атак на конкретных лиц.

Сетевая пропаганда

Интересно также, какие коммуникационные стратегии используют для пропаганды в интернете. Так, в арсенале кибервойск есть такие виды вооружений:

1) создание средств передачи манипулятивной информации, например видео или мемы;
2) массовые жалобы на определенные сообщения или страницы в социальных сетях;
3) стратегии на основе больших данных;
4) троллинг и травли;
5) преувеличения информации, доступной онлайн.

Самой распространенной является стратегия создания различных средств для передачи и распространения нужной информации. Так, в 52 странах кибервойска активно создавали мемы, видео и сайты с фейковых новостями для манипулирования мнением пользователей. В некоторых случаях такой контент распространялся среди отдельных категорий пользователей через таргетированную рекламу.

Особое беспокойство вызывает использование таких инструментов, как травля и генерация массовых жалоб на сообщения или страницы активистов, политических диссидентов и журналистов. Если в прошлом году такие средства использовались лишь в 27 странах, то сейчас уже 47 стран взяли на вооружение эти недобросовестные методы борьбы с оппонентами. К сожалению, к таким относится и Украина.

Если говорить о масштабах сетевой пропаганды, то сейчас трудно оценить точную численность кибервойск и их эффективность. Однако уже можно составить некоторое представление о том, сколько денег тратится на эти кампании, как кооперируются их участники и какой их организационный потенциал. Следовательно, размер и количество команд зависят от страны. В некоторых странах команды для пропаганды через интернет создаются временно до выборов или при необходимости сформировать определенное общественное отношение к важным политическим событиям. В других кибервойска фактически интегрированы в медиа-пространство и соответственно есть штатные работники, которые на постоянной основе занимаются контролем, цензурой и формированием общественного мнения онлайн. Например, по данным отчета, в Украине сетевой пропагандой на постоянной основе занимается около 20 тыс. человек.

Интересно, что есть доказательства и формального и неформального обмена опытом между командами из разных стран. Так, в ходе расследования деятельности кибервойск в Мьянме нашли доказательства того, что военные чиновники учились у русских, как пользоваться социальными сетями. Так же кибервойска в Шри-Ланке заимствовали опыт своих индийских коллег, а Агентство информационных сетей Эфиопии командировало собственных работников на обучение в Китай. Пропаганда сама по себе явление далеко не новое, но как следствие — социальные сети, которые в начале своего существования считались центром свободы и демократии, стали сегодня инструментом распространения дезинформации.