LIFE

Поколение X, Y, Z

2000-й был поворотным годом. Но он говорит не о начале нового века, а о миллионах подростков в мире и об их «сильной социальной травматизации», как называет это исследователь молодежи и поколений берлинской Школы управления Герти (Hertie School of Governance) — Клаус Гуррельманн. Ведь на молодые годы тех, кто появился на свет в 2000-м, пришлись многочисленные глобальные шоки: теракты 11 сентября, экономический кризис, Фукусима. Сигнал для подрастающего поколения — больше нет ничего надежного, нельзя полагаться на то, что получишь рабочее место, политическая ситуация нестабильна, планета под угрозой. Всё это «оставило следы», — говорит Гуррельманн.

Поколение X — это термин, широко применяемый к поколениям людей, которые родились в разных странах в период с 1965 по 1979 год. Существует и другая датировка — с 1961— по 1981 годы. Генерация X — это широко используемое выражение для описания людей, которое появилось после пика демографического взрыва, в особенности в Северной Америке. Более точные демографические границы Генерации X не определены: все лица, родившиеся в период между 1963 — 1975 годами, считаются «Людьми Х» ( «Gen X’ers» ), хотя большинство склонно использовать эту терминологию для описания тех, кому было около 20-ти лет в течение 1990 — х годов.

Под этими «следами» он имеет в виду черты поколения Y, родившегося между 1981 г. и 1995 г.. Они поняли, что надо самим заботиться о себе, и политически малоактивны. В отличие от их преемников, которые увидели свет после 2000 года, пережили совсем другие события, то есть достаточно определенные профессиональные и экономические перспективы. «А это, согласно главным правилам исследования, делает его политическим», — продолжает Гуррельманн. «Если говорить о группе, которую до сих пор называли поколением Z, то ее внимание сосредоточено прежде всего на вопросах экологии». Лучший пример — движение Fridays for Future.

Поколение Y

Поколение X, Y или Z — вот ярлыки, которые цепляют на определенные группы людей, чтобы точно их описать. Но при детальном рассмотрении оказывается, что эти «этикетки» полные противоречий, что особенно заметно на поколении Y, к которому сейчас приковано наибольшее внимание. То говорили, что эта генерация делает успехи прежде всего в профессиональной деятельности и карьере, то что милениалам, как еще называют ее представителей, вообще речь не идет о работе. Напротив, «младшие поколения», а прежде Y, будто значительно меньше честолюбивы, чем старше и больше ценят семью. Чем глубже погружаешься в хитросплетения букв, тем чаще задаешься вопросом: насколько на эти обозначения можно полагаться? Или они вообще способны свести к простой формуле — стиль жизни?

С 2002-го, Гуррельманн проводит регулярные исследования позиции молодых. Он и его коллеги отталкиваются от того, что изменение позиций, которая становится заметной примерно каждые 15 лет, дает новое поколение. Потому общественные события, которые произошли в молодости представителей той или иной генерации, объединяют их четко отграниченными линиями. Для людей, рожденных до 1985-го, исследователи поколений имеют наготове ярлыки: «поколения 68-го», «бэби-бума», «Z».

Интересно будет сравнить эти позиции и, например, выявить, действительно ли представители поколения Y значительно более эгоистичными, чем бэби-бумеры. Однако глобальных исследований, на основании больших объемов информации по сравнению генераций, к сожалению, почти нет. К заполнению этого пробела приложились 2017 финны, проанализировав многочисленные проведенные опросы с 1984-го по 2013-й, в которых принимали участие респонденты в возрасте 15-29 лет, которые начинали работать. Исследователи оценивали, какое значение молодежь уделяет трудовой деятельности, досугу и семейной жизни и насколько она (молодёжь) активна на работе. Результаты можно квалифицировать как спасение чести поколения Y: ценность работы в глазах работников начинающих не выросла и не упала, а в рассматриваемых трех десятилетиях оставалась неизменно высокой.

Миллениалы или другими словами Поколение Y («игрек»; другие названия: поколение Миллениума (millennials), иногда называют поколение «next», «сетевое», реже: миллениты, эхо-бумеры) — поколение родившихся в период после 1981 и до 1996 года, встретивших новое тысячелетие в юном возрасте. Генерация Y характеризуется прежде всего очень глубокой вовлечённостью в цифровые технологии.

Другие описания милениалов похожи: разницы между поколениями или нет вообще, или она не такая значительная, как часто утверждают. В частности, нередко можно услышать, что младшие поколения самовлюбленные — настоящие нарциссы. О представителях Y говорят, что они гиперчувствительные к своим талантам и достижениям и ожидают признания собственного величия. Однако одна группа исследователей, сформировалась вокруг психолога Брента Робертса из Иллинойского университета, пришла к другому выводу. Команда проанализировала опрос студентов трех американских университетов 1990, 2000 и 2010 годов и практически не обнаружила различий между представителями разных поколений. Уровень нарциссизма среди молодежи с 1990-х даже несколько снизился. Почему предыдущие поколения все же оценивают их так негативно? Брент Робертс предполагает, что «старшие» просто могли забыть собственный юношеский нарциссизм, ведь с возрастом он тускнеет.

Именно в этом и заключается одна из самых больших проблем исследования: со временем люди меняются независимо от того, к какому поколению они принадлежат. Молодежь видит мир иначе, чем взрослые. Клаус Гуррельманн хотя и исследует взгляды подростков, но не принимает во внимание то, что бэби-бумеры или представители «1968», возможно, имели схожие взгляды, когда были моложе.

Поколение Z

Социолог Мартин Шредер с Марбургской университета исследовал именно этот вопрос, и не только возможные последствия старения, но и так называемые эффекты периодов. «Например, если люди из поколения в поколение становятся все более либеральными по отношению к представителям нетрадиционной ориентации, то это может быть, т.н. «эффектом периодов»», — объясняет социолог. — Ведь либеральным стало все общество, а не только то или иное поколение». Для исследования он использовал данные более 75 тыс. респондентов.

Мартин Шредер также не нашел в немецких послевоенных поколениях никаких заметных отличий — ни в жизненных целях или волнениях, ни в общественных или политических вопросах. Полученные социологом данные свидетельствуют о том, что рожденные позже, меньше беспокоятся об экономической ситуации. Но такая беспечность — это не изменение позиции, которая особенно характерна для младшего поколения. Все общество стало все меньше беспокоиться об экономическом развитии.

Итак, с одной стороны, меняются позиции всего общества, а с другой — на людей влияют рамки современной истории, оно имеет четкие ориентиры. Так, сегодня наивысшим приоритетом для поколения Z, является тема изменения климата, и это распространяется и на пожилых людей в том числе.

Поколение Z (или на англ. Generation Z). Также известное как iПоколение, англ. Homelanders, Homeland Generation или New Silent Generation. Генерация Z — это термин, который применяется в мире для людей родившихся после 1995-го года. Традиционно, люди из Z рассматриваются, как дети родителей поколения Y. Представители Z-поколения очень активно используют гаджеты, планшеты, виртуальную VR- и 3D-реальность. Довольно часто термин «поколение Z» рассматривается как синоним термина «цифровой человек».

Конечно, нигде не написано, что новое поколение появляется каждые 15 лет. Но в целом, в процессе исследования теория подтвердилась: «Внешние условия в мире меняются каждые 15 лет настолько заметно, что это сказывается и на людях, выросших в них». Практически невозможно доказать, что какие-то исторические события надолго определяют черты всего поколения. Кроме того, они не в одинаковой степени присущи его представителям, а иногда это может касаться лишь небольшой группы. Но при этом речь идет о лидерах общественного мнения, которые задают тон.