Путеводитель

Калькутта

Калькутта расположена в Индии в 154 км к северу от побережья Бенгальского залива, на берегах одного из рукавов Ганги – р. Хугли (Hoogly, Hugli). Это один из крупнейших экономических и культурных центров страны, столица штата Западная Бенгалия, а также бывшая столица Британской Индии.

Городские ориентиры

Калькутта протянулась с севера на юг вдоль восточного берега р. Хугли. Для туристов наибольший интерес представляет центральная историческая часть города на восточном берегу, которую условно можно поделить на три части: Северную, Центральную и Южную.

Как добраться

Самолет: международный аэропорт им. Субхаша Чандры Боса (Думдум) (Netaji Subhash Chandra Bose International Airport / Dumdum) расположен в 17 км к северо-востоку от центра города. Принимает ежедневные авиарейсы из Нью-Дели, Мумбаи, Ченнаи, Бенгалуру, Бхубанешвара, Гоа, Гувахати, Хайдерабада, Джайпура, Кочи, Лакхнау, Патны, Пуны, Варанаси и Ахмедабада.

Железная дорога: в Калькутте два ж/д вокзала – Howrah Station принимает поезда из других индийских штатов, Sealdah Station обеспечивает ж/д сообщение внутри штата.

Городской транспорт

kalkutta-vysh-sud
Высший суд

Метро

Калькуттское подземное метро построено в 1972-1995 гг. при техническом содействии иностранных, в том числе советских, специалистов. Общая протяженность – 16,45 км. Наиболее используемые туристами маршруты – в южном секторе от станции Chandni Chowk до Tollygunge, а в северном секторе – к западу от BBD Bagh. Старайтесь избегать поездок в час пик (9.00-11.00 и 17.00-19.00), когда в метро набиваются толпы народа.

Стоимость билета зависит от дальности поездки, есть многоразовые билеты.

Трамвай

Первый трамвай на лошадиной тяге пущен в Калькутте 24 февраля 1873 г. С 1882 г. трамваи ходили на паровой тяге, а в 1900-1905 гг. трамвайные линии были полностью электрифицированы. Общая протяженность линий – около 66 км.
kalkutta-pochta

Почтампт

Из истории

Со 2-й половины XVI в. Бенгалией управлял наместник (наваб) могольского императора. Развивавшаяся здесь торговля шелком и селитрой привлекла британских купцов, которые в 1650-1651 гг. обосновались в торговом центре Могольской империи на Бенгальском побережье – г. Хугли (Hugli). В то время главная фактория Британской Восточно-Индийской компании располагалась на западном побережье в Сурате (Гуджарат), к тому же британцы активно развивали торговлю и экспортное производство в Мадрасе, на восточном Коромандельском побережье Индии. Это были еще слабые фактории, существование которых мало беспокоило индийских правителей, в том числе Великих Моголов. Тем не менее британцы, несмотря на отсутствие какого-либо интереса в Лондоне к индийским приобретениям, надеялись укрепиться здесь надолго и создать сильный доминион, который смог бы диктовать свои условия местным правителям.

Перспективы развития торговли с Бенгалией вызвали спор британских купцов и бенгальского наваба Шаиста Хана. Самоуверенность англичан чуть не спровоцировала военный конфликт с Могольской империей. В 1685 г. губернатор Восточно-Индийской компании Джошиа Чайлд убедил короля Якова II направить в Индию 10-12 военных кораблей для захвата Читтагонга (Chittagong), города на побережье Бенгальского залива (совр. Бангладеш). Экспедиция планировалась в спешке и оказалась неудачной. В результате в 1688 г. британские купцы были вынуждены покинуть Бенгалию. Факторию англичан в Сурате захватили войска могольского императора Аурангзеба. Он приказал изгнать британцев из Индии. Однако в конце концов стороны договорились.

В 1690 г. новый наваб Ибрахим Хан пригласил Джоба Чарнока вернуться в Бенгалию. Приглашение было принято, и 24 августа 1690 г. на берегах р. Хугли над болотистыми землями деревушки Сутанати (Sutanati) взвился британский флаг. Этой деревушке вместе с соседними Говиндапуром (Govindapr) и Коликатой (Kolikata), от которой, вероятно, и происходит название Калькутты, суждено было вырасти в крупнейший город на восточном побережье.

Первоначальное поселение британцев располагалось на месте заложенного в 1696 г. для охраны жителей фактории форта Уильям, названного в честь британского короля Вильгельма III. Строительство форта велось постепенно, до 1716 г. Он располагался в районе между B.B.D.Bagh и рекой, к северу от современного форта Уильям. Новый форт Уильям сооружен в 1758-1770 гг. после того, как из Калькутты ушли войска наваба Бенгалии, захватившего город в 1756 г. Территорию вокруг форта расчистили, чтобы создать место для ведения прицельного огня на случай повторения осады. Со временем это открытое место стало главным городским парком.

С 1773 по 1911 г. Калькутта была центром британских владений в Индии. За это время она превратилась в процветающий торговый город с викторианскими готическими зданиями, церквями, парками и бульварами. Это наследие XVIII-XIX вв. сохранилось до наших дней.
kalkutta-most

Мост через р. Хугли

Благоприятное географическое положение Калькутты способствовало всестороннему экономическому развитию города. Калькутта была основным портом, через который велась английская колониальная торговля с Индией. В середине XIX в. началось строительство крупных фабрик (главным образом, джутовых) и заводов. После переноса в декабре 1911 г. столицы в Нью-Дели влияние Калькутты немного ослабло, но ее значение для Индии осталось неизменным.

В годы Второй мировой войны японцы дважды бомбили город. Во время страшного голода 1943 г. в Калькутте погибли тысячи людей. Раздел Индии и Пакистана в 1947 г. спровоцировал волну насилия и значительный демографический кризис в Калькутте. Сотни тысяч мусульман покинули город. На их место из Восточной Бенгалии прибыло большое количество беженцев-индусов.

Калькутта – важный центр рабочего и леводемократического движения. В 1960-1970-е гг. активизировалось левоэкстремистское движение маоистов. И в наши дни их отряды представляют значительную угрозу.

Значительный приток беженцев из Восточного Пакистана (Бангладеш) в ходе индо-пакистанской войны 1971 г. оказался непосильным бременем для Калькутты.

Экономические реформы в Индии 1990-х гг. открыли новые возможности для возрождения Калькутты, связанные с развитием сектора услуг и промышленного производства в городах-спутниках.

В 2000 г. правительство Индии одобрило изменение названия города из Calcutta в Kolkata, однако на русском языке город продолжают называть Калькутта.
kalkutta-sobor-sv-pavla

Собор св. Павла

Согласно переписи 2001 г., в Калькутте проживает более 4,6 млн человек. Можно сказать, что город (площадь – 185 кв.км) представляет собой ядро огромной и постоянно растущей конурбации – Большой Калькутты (Kolkata Metropolitan Area, население – 13,2 млн чел, площадь 1750 кв.км), включающей 72 города и 527 деревень, вытянувшихся узкой полосой (длина – 100 км, ширина – 3-4 до 15-20 км) по обеим берегам реки Хугли. Большая Калькутта – важнейший в Индии центр притяжения мигрантов, стекающихся сюда в поисках работы. Местные уроженцы составляют менее 1/2 населения. Свыше 1/3 населения Калькутты – небенгальцы, главным образом бихарцы, ория, телугу и другие.

Уровень грамотности жителей Калькутты составляет 80,9% (среднеиндийский – 64,8%). Согласно переписи 2001 г., 77,7% населения города – индусы, 20,3% — мусульмане, 0,9% — христиане и 0,75% — джайны.

kalkutta-riksha
Рикша — символ Калькутты

Основные проблемы – загрязнение окружающей среды и перенаселенность. Треть населения города живет в трущобах.

Достопримечательности

В Калькутте находятся крупнейшие в Индии Национальная библиотека (основана в 1836 г.), Мемориальный комплекс королевы Виктории (1921), форт Уильям (1770(, богатейший Индийский музей (1814), старейший в стране Калькуттский университет (1857), Ботанический сад (1786), Миссия матери Терезы и штаб-квартира общества «Рамакришна».