Культура

Дионис — греческий бог вина. Культура и Мифология

Дионис – бог виноделия, представляет плеяду двенадцати богов, населяющих Олимп. В его честь устраивались грандиозные мистерии – шумные праздники с веселыми песнями, зажигательными плясками и, конечно же, вином, которое лилось рекой. Принято считать, что именно такие мистерии и стали своеобразными прародителями современного театрального действа.

Удивительная история о том, почему Диониса принято называть «дважды рожденным»

Из греческих мифов известно, что Дионис одним из последних появился на великом Олимпе – пристанище богов, во главе которых стоял всемогущий Зевс.
Его родителями были – верховный бог Олимпа Зевс и смертная женщина Семела, которая являлась фиванской царевной и была невероятно красива.

Семела носила под сердцем ребенка от Зевса, и в знак особого расположения хозяин Олимпа пообещал ей исполнить любую ее просьбу.

Но здесь не обошлось без вмешательства другой женщины – богини Геры, которая нашептала Семеле, чтобы та попросила Зевса явиться к ней во всем величии верховного бога-громовержца.

Семела, не задумываясь о последствиях, попросила Зевса продемонстрировать ей свою мощь.
И тут случилось непоправимое – зазвучали раскаты грома, Зевс явился пред Семелой в ореоле сверкающих молний, и вдруг языки пламени в секунду охватили дворец, в котором и находилась фиванская царевна.
Так невинное с виду желание послужило причиной гибели Семелы.

Но мог ли великий громовержец допустить гибель и своего нерожденного еще сына? Конечно, нет.
Он изъял плод из чрева погибшей Семелы и, дабы дать ему возможность окрепнуть и развиться до нужного срока, чтобы в будущем жить самостоятельно, зашил его себе в бедро.
Так Дионис развивался и креп, пока, наконец, не появился на свет из бедра своего великого отца – громовержца Зевса.
С этой минуты и стали называть Диониса «дважды рожденным».

Вино и пиво – великие дары Диониса человечеству

Дионису суждено было изобрести напиток, который прославил его навечно. Величайшим открытием, которое Дионис совершил на Нисе, стало изобретение удивительного напитка, пригубив который, людей одолевало веселье и благодушие. Но была в том напитке и сила целительная, дарящая энергию и здоровье.
Суть открытия состояла в том, что Дионис научился изготавливать этот веселящий напиток из виноградного сока. С тех пор и стал он известен как бог виноделия.

Слава о Дионисе гремела по всей земле обитаемой, а он все больше и больше хотел дарить свое изобретение всем людям, учил их самостоятельно выращивать виноградную лозу, выращивать виноград, правильно ухаживать за ним и изготавливать бодрящее вино.

Но были на земле места неплодородные, где виноградной лозе, требующей солнца и плодородных почв, было трудно прижиться. Но и там Дионис нашел, чем порадовать людей, подарив им не менее вкусный и бодрящий напиток из ячменя с особым вкусом и ароматом – это было пиво.

Братское сближение людей и неприязнь вражде – еще одно предназначение Диониса

Читая мифы Древней Греции, становится понятно, что Дионис был не только богом виноделия, его миссия была гораздо более глобальной и ответственной – он олицетворял могущественное изобилие растительной силы на земле.
Живительная сила земли, плодородие почв, напитанных дождем, будоражащая сочность трав и садовых плодов, нежность и сила виноградной лозы, уникальный вкус гроздей винограда, дающих тот самый сок жизни, из которого он научил людей изготавливать уникальное вино.

Гроздья виноградной лозы стали истинным олицетворением образа Диониса, поскольку именно в этих ягодах, напитанных лучами солнца и плодородием почв, и была заключена вся сущность Диониса, и было обосновано его «второе рождение».

Подобно Деметре, которая в древнегреческой мифологии считается богиней плодородия, покровительствующей земледелию, Дионис, как основатель двух самых земных видов деятельности – садоводства и виноделия, оказывал на людей очень благотворное влияние.
Он приучил их к земледелию, а значит, к оседлому образу жизни, стремлению благоустраивать свой быт, почитать ближних своих, жить с ними в братстве и подкреплять радость бытия великолепным напитком из переброженного виноградного сока, веселящим душу.

Дионису было чуждо все враждебное. Он всеми способами боролся с этими проявлениями – усмирял диких лесных духов, призывая на помощь львов и пантер, запрягал их в свою колесницу и отправлялся вершить благие дела.

Дионис исцелял людские страдания – и в этом также было его великое предназначение.
Дионис всегда становился на сторону тех несчастных, кто не был признан обществом или был изгнан из него за инакомыслие.
Возможно, именно за эту тягу помогать изгнанным и непонятым, Диониса ассоциируют с некой хаотичной силой, способной привести к непредсказуемым последствиям.
Скорее всего, здесь прослеживается намек на то, что чрезмерное винопитие может затуманить разум и привести к непоправимым поступкам.

Помимо этого культ Диониса в определенном ракурсе связывали с подземным миром, где он выступал в качестве связующего звена между миром живых и миром мертвых.
Его извечные спутницы и почитательницы божества, которых называли менады, зачастую угощали умерших специальными подношениями от Диониса.

Празднества и вакханалии в честь Диониса

Культ бога виноделия Диониса оказал огромное влияние на развитие древнегреческой цивилизации.
По всей территории Древней Греции – в Аттике, Беотии, на острове Наксос — богатой фруктовыми садами и виноградниками, в его честь устраивались веселые празднества.

Особо интересно проходил праздник в Афинах, именно там, у подножья Акрополя, и находился храм древний Диониса.
Торжество устраивалось сразу по окончании сбора винограда и разлива молодого вина, и назывался этот сельский праздник – Малые Дионисии.
Это был прообраз современных сельских гулянок с нескончаемым весельем, залихватскими шутками-прибаутками, незатейливыми потехами и забавами, веселым переодеванием в ряженых – в грубоватом безудержно-веселом деревенском стиле.

В древнеримской мифологии Дионис известен как бог вина Вакх (или Бахус), а мистические празднества с оргиями, устраиваемые в честь восхваления бога Вакха, получили название вакханалий.
Этот термин дошел и до наших дней – сегодня он олицетворяет дикий неуправляемый разгул, разврат и безумную попойку.

Но в целом отношение к богу Дионису весьма почитаемое и уважительное, поскольку винопитие и проявление радости в связи с этим освобождают человека от грустных мыслей, тягот и забот бытия, успокаивают проявление страха и придают сил и оптимизма.

Читать статью: Тор – непобедимый обладатель волшебного Молота